Официальный сайт & блог

Гипноз

Что такое гипноз?

Гипноз – это особое состояние, в котором активно взаимодействуют правое и левое полушария мозга. Левое полушарие условно называют сознанием, а правое подсознанием.

Человеческое мышление

Для того, чтобы понять, что такое гипноз и как он воздействует на человека, прежде всего, необходимо разобраться с тем, как устроено человеческое мышление, в частности, какие функции выполняет сознание и подсознание.
Мышление человека часто сравнивают с айсбергом – его небольшой надводной частью – сознанием и огромной подводной частью – подсознанием.

Сознание

Когда я говорю о сознании, я имею в виду ту небольшую часть вашего «Я», которая в данный момент сосредоточена на чтении этого текста. «Да, это Я читаю сейчас этот текст», — говорите Вы, то есть Ваше сознание.
Ваше сознание – это ваш ум, который работает в течение всего дня, каждый день на протяжении всей вашей жизни. Это то, что Дон Хуан называл «внутренним диалогом». Это ваше оперативное мышление. Ваш ум может удерживать и обрабатывать одновременно лишь очень небольшое количество информации: сейчас Вы думаете о тексте, который читаете, но стоит чему-нибудь произойти за Вашей спиной (например, вас окликнут), как Ваш ум моментально переключится на обработку новой информации.

Ум в течение дня постоянно напряжен и отдыхает только во время сна. Ум пытается обработать всю информацию, получаемую через органы чувств. Вот почему так быстро человек засыпает в темном тихом помещении – вашему уму становится скучно. Ему нечего обрабатывать.

Ваш ум обладает полезнейшими свойствами, которые, правда, зачастую приводят к неврозу: критичностью и способностью к анализу. Ум постоянно отбирает информацию, пытаясь делить ее на важную и не важную. Человек (особенно западный человек) привыкает отождествлять себя со своим умом. Это делает цивилизацию невротичной. Тем не менее, нельзя забывать о том, что ум – это лишь маленькая часть гигантского айсберга.

Подсознание

Когда я говорю о подсознании, я имею в виду ваше истинное «Я», вашу природу, ваш Исток. В подсознании сконцентрирована вся ваша мудрость, все ваши воспоминания, вся ваша прожитая жизнь. Все, что вы когда-либо видели и слышали, ощущали и переживали, вся ваша предыдущая жизнь записана зашифрованным кодом в вашем подсознании.
Подсознание – это источник вашего творческого развития, ваш центр. Именно подсознание регулирует все внутренние физиологические процессы. Вам не приходится задумываться, как и сколько нужно дышать, в каком ритме должно биться сердце, как должны регенерироваться ткани – всем этим управляет подсознание. Оно является местом, в котором рождаются ваши эмоции, в котором формируются все ваши модели поведения. Это та часть мозга, в которой живут все ваши страхи, тревоги, привычки, модели ощущений и отношений.

Если бы человек мог научиться прямо воздействовать на подсознание — это был бы совершенный человек, человек без проблем, страхов и комплексов. Но чаще всего люди даже не представляют себе такой возможности. А ведь именно гипноз и является «туннелем» между вашим сознанием и подсознанием.

Подсознание всегда активно. Более того, его деятельность активизируется тогда, когда затормаживается деятельность нашего сознания. Именно во сне подсознание наиболее активно работает над упорядочением всей поступившей за день информации. Подсознание формирует нашу психическую защиту: какие-то вещи вытесняются из сознания, какие-то рационализируются, какие-то стираются.
Исходя из вышеизложенного, нетрудно понять, что подсознание играет важную роль в жизни человека. Способность целенаправленно воздействовать на подсознание дает человеку поистине неограниченные способности.
Взаимодействие сознания и подсознания происходит постоянно. Но как оно происходит?

Критическое и некритическое восприятие

Ваш мозг может воспринимать информацию критически и некритически. Все зависит от различных обстоятельств. Если я сейчас скажу вам, что температура в помещении, где вы находитесь, понизилась, ваш ум начнет анализировать это утверждение. Вы начнете рассуждать, почему она может понизиться, шучу ли я или просто ввожу вас в заблуждение. Вы спросите себя, действительно ли вы чувствуете понижение температуры? Мою информацию ваш ум оценит критически. Вы на секунду задумаетесь.
Но многие вещи происходят без участия вашего сознания. Например, вы не задумываетесь, стоя перед дверью о том, как ее открыть. Когда-то в детстве вы получили информацию об открывании дверей, и теперь вы открываете все двери бессознательно. Информация об «открывании дверей» хранится в вашем подсознании, благодаря чему вам не приходится учиться заново, открывая очередную дверь. Но это, казалось бы, очень полезное свойство человеческого мышления может играть и отрицательную роль.
Именно таким же образом у человека формируются различные страхи и комплексы. Если, например, в детстве посещение стоматолога оставило у вас неприятный осадок, эта информация будет записана в подсознание и в последствии вам будет очень трудно избавиться от неприятных ощущений, которые неизбежно будут возникать при каждом посещении стоматолога.
Осознание причин, породивших тот или иной страх, чаще всего не может повлиять на избавление от существующей проблемы.
В гипнотическом состоянии, когда критичность сознательной части нашего мозга значительно снижена, вы можете перепрограммировать укоренившуюся в подсознании патологическую модель. Вы как бы заменяете старую модель на новую, сознательно сформированную.

Детское восприятие

Все, что входит в ваше сознание с момента вашего рождения, приблизительно, до шестилетнего возраста, впоследствии оказывает влияние на всю вашу дальнейшую жизнь.
Ум ребенка открыт. Он впитывает всю информацию подобно губке. Поскольку у ребенка еще недостаточно развито аналитическое мышление, большую часть информации он воспринимает некритически. Фрейд показал, что именно в детском возрасте закладываются будущие проблемы человека. Благодаря некритическому мышлению происходит процесс обучения. Ребенок верит взрослым, видит, что делают взрослые и эта информация аккумулируется в подсознании. Фактически, родители, воспитатели и учителя являются самыми настоящими гипнотизерами по отношению к ребенку.
На сеансах гипноза вы видите не что иное, как детское, некритическое восприятие информации испытуемыми. Когда гипнотизер говорит загипнотизированному человеку, что он – известный певец, человек не пытается размышлять, почему он не является певцом, а принимает эту информацию, как истину. А поскольку это истина, то человек ведет себя соответствующим образом, т. е. так, как в его понимании должен вести себя известный певец. Существующие в подсознании страхи, застенчивость, робость – пропадают, точнее, заменяются новой моделью, предложенной гипнотизером. Минуя сознание, гипнотизер обращается непосредственно к бессознательной части нашего мышления.
Человеческий мозг часто сравнивают с компьютером. Используя эту аналогию можно сказать, что гипноз – это способ перепрограммирования компьютера.
Но каким же образом происходит это перепрограммирование? Ведь, как известно, в обычном состоянии бодрствования, сколько не произноси слово «халва», слаще от этого во рту не станет. Почему же становится слаще при произнесении этого слова в гипнозе? Ответ простой: гипноз сопровождается особым психофизическим состоянием – трансом.

Что такое транс?

Если вы спросите у людей, приходилось ли им ощущать состояние транса, большинство из них ответит «нет», и будут неправы. Каждый человек ежедневно в течение дня спонтанно погружается в состояние транса. Это происходит, когда вы просыпаетесь и когда засыпаете, когда вы погружены в чтение или смотрите интересный фильм, когда вы ведете автомобиль или задумчиво смотрите вдаль.
Идентифицировать состояние транса очень просто – это полная концентрация внимания на чем-либо, неважно, внутреннем или внешнем. Загипнотизированный субъект предельно сконцентрирован на внушениях гипнотизера. Это — состояние безмыслия. Состояние, в котором остановлен «внутренний диалог».

Телевизор, например, – это домашний гипнотизер. Когда вы сидите у телевизора, вы забываете о происходящем вокруг, вы не фиксируете окружающие звуки: шум машин, звон посуды, возню детей… Если вы страстный футбольный болельщик, следя за ходом футбольного матча вы можете подписать книжку оценок своего сына, не видя, что в ней одни двойки. Вы полностью погружены в происходящее на экране. Именно поэтому телевизионная реклама самая дорогая в мире. Предпринимателям известно, какое действие на подсознание оказывает телевизионная реклама.
Любые внушения, если они сделаны человеку, находящемуся в трансе, превращаются в программы.

Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда, ведя автомобиль и разговаривая с кем- либо вы попадали совсем не туда, куда направлялись. Вы были сконцентрированы на разговоре. Вы находились в трансе.
Возможно, многие слышали о том, как цыганки, заведя с кем-то разговор, выуживали у человека все деньги и драгоценности. Это происходило потому, что человек, концентрируясь на значимых для него словах, которые «профессионально» произносит цыганка, впадает в транс, после чего делаются внушения, которые обязательно будут выполняться.

Чем же отличается состояние транса, в которое человек попадает ежедневно естественным путем от гипнотического транса?

Гипнотический транс отличается от всех других видов транса тем, что он намеренно, с помощью различных техник вызывается гипнотизером.
Существует множество иных видов намеренной индукции транса: медитация, самогипноз, йога, аутогенная тренировка и др. Кстати, любая религиозная система имеет в своем распоряжении высокоэффективные методы формирования состояния транса у своих адептов.
Задачей любого гипнотизера, независимо от того, происходит это на сцене или в кабинете терапевта, является погружение человека в состояние транса.

Состояние транса различается по глубине. В разных гипнологических школах существуют различные классификации глубины погружения в транс. Самым распространенным является разделение гипнотического транса на три стадии: уравнительная, парадоксальная и сомнамбулизм.
Сомнамбулизм является самой глубокой стадией погружения в гипнотическое состояние. В сомнамбулизме реализуются все гипнотические феномены.

Ощущения в трансе

Для каждого человека ощущения, возникающие в трансе, будут различными. Единственным, что объединяет различные ощущения у людей, побывавших в трансе, является чувство приятного спокойствия и внутренней гармонии.

Некоторые люди испытывают легкость и невесомость, некоторые ощущают себя отстраненными от своего тела, некоторые испытывают ощущения внутренней радости. Как правило, люди испытавшие состояние гипнотического транса сходятся в одном – это ни с чем не сравнимое, очень приятное состояние.

 

Краткая история гипноза

В различные периоды мировой истории на гипнотизм и явления, с ним связанные, смотрели совершенно по-разному. Однако, состояние, которое в настоящее время мы называем «гипнозом», знали и применяли с лечебной или иной целью многие народы древнего мира.

50 000 — 10 000 лет до нашей эры. Первооткрывателями гипнотического состояния можно смело назвать древних шаманов.Уже задолго до появления первых государств, племенным шаманам были известны техники вхождения в трансовые состояния и введения в это состояние других. Это состояние шаманы использовали для лечения больных, ясновидения, регулирования морально-боевого духа воинов и других целей.

Известно, что австралийские аборигены использовали состояние транса для выполнения примитивных хирургических операций (например, ампутаций), а также для обезболивания родов.

Храмы асклепиадов, «потомков» греческого бога медицины Эскулапа, были своего рода лечебницами, переполненными различными больными. Перед лечением проводились особые приготовления, которые заключались в молитвах, жертвоприношениях, курении благовоний, принятии ванн; больных укладывали на шкуру принесенного в жертву дикого кабана и усыпляли. Чаще всего больным, по их свидетельству, снилось, что сам Асклепий указывал им средство излечения… Для погружения в сон применялись блестящие предметы, металлические плоскости (так называемые «волшебные зеркала»), кристаллы, сосуды. В Египте, например, умели приводить человека в состояние гипноза, предлагая ему пристально смотреть на каплю чернил, на блестящие тарелки с нарисованными на них различными знаками и т. п. Теперь мы знаем, что фиксация взгляда на блестящих предметах принадлежит к числу гипнотических средств; весьма вероятно, что психические изменения, вызывающиеся в древности пристальным созерцанием, относятся к области гипноза.
Во втором столетии в Египте уже применялись так называемые пассы и закрывание глаз. Явления гипноза были известны и древним евреям как состояние, в котором человек «спит и не спит, бодрствует и не бодрствует, и, хотя отвечает на вопросы, но душой отсутствует».

Древние индусы, как и другие древневосточные народы, сделавшие большой вклад в сокровищницу мировой культуры, знали о явлениях гипноза. В подобное состояние приводили себя древние друиды и альруны, сосредоточенно прислушиваясь к шуму деревьев и журчанию ручья. Того же достигали древние оракулы, жрецы — прорицатели воли мифического божества, вдыхая наркотические смеси. Об этих опытах мы можем прочитать и у Карлоса Кастанеды, который словами Дона Хуана описывает погружение в состояние «повышенного осознания» индейцев-магов Мексики.
Гениальный врач, в свое время обвиненный в ереси, Ф. А. Парацельс (1493 -1541) в своих сочинениях впервые употребил термин «магнетизм». Парацельс допускал взаимное влияние людей друг на друга; по его мнению, воля одного человека силой своего напряжения может влиять на духовную сущность другого, бороться с ней и подчинять ее своей власти.
Магнитно-флюидная теория была положена в основу учения Franz Anton Mesmer (1734 – 1815) о так называемом животном магнетизме.

Mesmer полагал, что магнетическая сила находится в природе повсюду и обуславливает взаимодействие небесных сил, земли и одушевленных существ. Mesmer заметил, что лечебные результаты могут быть достигнуты и без применения магнитов, которыми он пользовался – одним прикосновением рук, и пришел к заключению, что магниты являются только передатчиками особого «флюида», исходящего из человеческого тела. После этого он стал лечить, производя так называемые пассы, то есть плавные ритмичные движения рук на некотором расстоянии от тела больного по направлению от головы к ногам. Позже Mesmer заявил, что он может «намагничивать неодушевленные предметы», после чего они приобретают «целительную силу». В этой связи хочется вспомнить ажиотаж, начавшийся в конце 80-х годов нашего столетия, после появления на экранах телевизоров А. Чумака.

Несмотря на то, что флюидная теория F. Mesmer была опровергнута официальными научными кругами, его последователи продолжали изучать гипноз и утверждать, что гипнотические феномены все-таки существуют. Так, De Puysegur (ученик Mesmer) открыл сомнамбулическую стадию гипноза, описал явление постгипнотической амнезии и сообщил о возможности словесной связи с загипнотизированным лицом.

Позднее в Англии к серьезному изучению гипнотизма приступил манчестерский хирург J. Braid, которому гипноз обязан своим названием. Он стремился выяснить, какие особенности человеческого организма содействуют возникновению гипнотических явлений, высказывая предположение, что они вызываются в ганглиозных клетках мозга, и пытался установить, какие отделы мозга принимают участие в этих изменениях.
Рациональные опыты J. Braid в свое время были признаны выдающимися учеными A. Karpenter и S. Simpson. Но решающую роль в эволюции теории гипноза сыграло появление во Франции книги A. Liebeault (1891). Он, а за ним и H. Bernheim (1891) утверждали, что гипноз не что иное, как искусственный сон, вызванный внушением; гипноз – явление нормальное, не связанное с наличием болезненного предрасположения.

В конце XIX в. Изучение гипноза все более приобретает научный характер. В клиниках и лабораториях проводятся многочисленные эксперименты. Так во Франции в 70-80-е годы XIX века разгорелся научный спор, достигший большой остроты и приведший к соперничеству между Сальпетриерской и Нансийской школами. В больнице Сальпетриер в Париже J. Charcot проводит исследование феноменов гипноза на больных истерией. Он изучает роль разнообразных раздражителей в возникновении гипнотического состояния, дает клиническое описание стадий гипноза (каталепсия, летаргия, сомнамбулизм), широко применят физиологические методы (регистрация пульса, дыхания, движения мышц). Исследования Charcot убедили в реальности гипнотических феноменов и в необходимости их научно-экспериментального изучения. Однако Сальпетриерская школа интерпретировала гипноз как исключительно патологическое явление, усматривая сходство между гипнозом и истерией, что негативно сказалось на отношении к гипнозу во Франции вплоть до призывов о его запрещении.

Представители Нансийской школы (A.Liebeault, А. Bonn, H. Bernheim) высказывали противоположные воззрения на сущность гипноза: это психологически нормальный феномен, вызванный внушением и наблюдаемый не только у больных истерией. Указанная позиция, в конечном счете, восторжествовала. Исследования Нансийской школы во главе с H. Bernheim побудили врачей из различных стран к исследованию гипноза для лечения многих заболеваний.
Мнение о том, что гипноз является методом, ослабляющим энергию личности было высказано с особой решительностью еще P. Dubois. Это утверждение вызвало много откликов.
Следует в этой связи назвать французского аптекаря E. Coue, поскольку с некоторого времени начали даже говорить о «куэизме» как о новой Нансийской школе. Лозунг куэизма: нет внушения, есть только самовнушение. E. Coue исходил из положения, что побудителем наших действий является не воля, не сознание, а сила воображения. Это положение он пытался подтвердить рядом примеров, обнаруживающих, что будто из двух сущностей, составляющих наше «я» (сознательной и бессознательной), более могущественным фактором человеческих поступков является именно бессознательная, которая в свою очередь находится под сильным влиянием воображения.

Например, многие алкоголики и клептоманы очень хотели бы избавиться от своей слабости, но не могут этого сделать только потому, что, как считает E. Coue, воображение говорит им о невозможности такого шага. E. Coue считал, что многие болеют только потому, что воображают себя больными: они могут излечиться, если внушат себе, что избавились от болезни. Внушение и самовнушение воздействуют не на волю, а воспитывают силу воображения. Непременным условием успеха E. Coue считал применение сознательного самовнушения, состоящего в том, что пациент сначала ежедневно, затем реже и реже сосредотачивается на мысли, повторяемой примерно двадцать раз: «С каждым днем мне становится во всех отношениях лучше и лучше»; на словах «во всех отношениях» делается ударение с целью создания представления о телесном и душевном здоровье.

Несколько позже немецкий психотерапевт J. Shultz предложил метод, который он назвал «аутогенной тренировкой». Сущность метода заключается в том, что больной систематически приучается погружать себя в особое состояние, напоминающее легкую дремоту. Сам J. Shultz полагал, что, если при проведении гипноза у больного появится чувство тепла, а затем тяжести в теле, то, идя обратным путем, от чувства тяжести к чувству тепла, можно вызвать изменение сознания больного, аналогичное состоянию гипноза. Чтобы добиться этого чувства тяжести и тепла в своем теле, больной должен расслаблять мышцы, а вместе с ними и сосуды. Благодаря работам J.Shultz и его многочисленных учеников и последователей во всех странах аутогенная тренировка получила широкое признание в первую очередь как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме.
Огромный вклад в развитие теории гипноза в нашем веке внесли русские ученые И. М. Сеченов, А. А. Токарский, В. Я. Данилевский, В. М. Бехтерев, А. А. Ухтомский, И. П. Павлов, К. И. Платонов.

Психиатр А.А. Токарский обосновывал полезность применения гипноза в лечебных целях. В начале 80-х годов XIX века он впервые начал читать курс гипнотерапии в Московском университете.
В. М. Бехтерев признавал гипноз, как клиническую реальность, считал, что он вызывается внушением, которое «есть не что иное, как прививание путем слова или другим каким-либо способом различных психических явлений, например, чувства, ощущения, идеи или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания или сосредоточенности».

Большой вклад в понимание физиологических механизмов гипноза внесла школа И. П. Павлова благодаря использованию объективного метода изучения условных рефлексов. Павловская (физиологическая) теория гипноза по сей день является достаточно популярной среди многих гипнологов мира. В чем ее суть? И. П. Павлов считал, что гипнотический сон у человека нужно рассматривать как результат воздействия внешних, искусственно созданных однообразных слабых раздражителей, вызывающих утомление или внутреннее торможение. Иначе говоря, гипноз по И. П. Павлову – есть частичное торможение клеток коры головного мозга, переходное состояние между сном и бодрствованием. Braid, Faria, Binet, Fere, Lowenfeld, Moll, Forel, В. М. Бехтерев тоже считали гипноз формой сна.

Однако павловская теория гипноза за рубежом подверглась упорной критике. Одна за другой выдвигаются теории, хотя и содержащие частные интересные идеи, но далеко не объясняющие сущности гипноза. В 1933 году Hull определил гипноз как состояние генерализованной сверхвнушаемости (a state of generalized hipersuggestibility). Внушение мышечной расслабленности и сна вызывает у испытуемого состояние пассивности. Снижение мыслительной активности имеет следствием повышенную чувствительность к словесным и символическим стимулам, исходящим от гипнотизера.
Значительный этап в развитии гипнологии связан с именем К. И. Платонова (1877-1969). Непосредственный ученик В. М. Бехтерева и, как он сам говорил, «духовный ученик» И. П. Павлова, он творчески применил теоретические разработки своих учителей в области гипнологии и создал основы учения об экспериментальном гипнозе. Фундаментальные исследования К. И. Платонова были обобщены им в монографии «Слово как физиологический и лечебный фактор», выдержавшей три издания и переведенной на многие иностранные языки.

Возвращаясь к физиологической теории частичного торможения И. П. Павлова хочется отметить, что в настоящее время в качестве едва ли не самого сильного и, казалось бы, убедительного аргумента против Павловской теории гипноза выдвигается сходство электроэнцефалограммы (ЭЭГ) при гипнотическом состоянии и бодрствовании. В этой связи особого внимания заслуживают работы известного гипнолога профессора В. Л. Райкова. Не вдаваясь глубоко в подробности данных экспериментов, следует отметить, что в них исследовалась зависимость различных стадий сомнамбулизма с эффектом внушенной роли и проводимость каналов точек акупунктуры (ПКТА).

В ходе исследований выяснилось, что ПКТА в состоянии бодрствования и состоянии сомнамбулизма с внушенной ролью практически не отличаются, в то время как между показателями ПКТА бодрствования и гипнотического сна отличаются значительно. На основании данных экспериментов, видимо, можно выделить активнодеятельное гипнотическое состояние с внушенным образом в особую форму активного или деятельного сомнамбулизма. Исследуя некоторые особенности сомнамбулической стадии гипноза с внушением загипнотизированным той или иной роли и предлагая им выполнить те или иные конкретные задания, связанные с решением психологических тестов Бурдона и рисованием с натуры, В. Л. Райков убедился в возможности стимуляции функции внимания и некоторой активизации изобразительной деятельности во время рисования, причем успехи, достигнутые во время рисования с гипнозом, закрепляются и остаются в бодрствующем состоянии.

Визуально такие испытуемые мало чем похожи на спящих, загипнотизированных людей. Они в состоянии действовать активно в условиях заданной роли и эта активность иногда даже несколько больше, чем в состоянии бодрствования. У испытуемых нет изолированного раппорта (связь с гипнотизером). В пределах заданной роли они контактируют с любым обратившимся к ним лицом, а иногда могут самостоятельно завязывать этот контакт, просить, требовать, приказывать, что подтверждается и автором данного обзора, длительное время исследовавшим поведение испытуемых в состоянии сомнамбулизма с внушенной ролью.

Психоаналитическая теория, разработанная в начале нашего века S. Freud, показала некоторые новые возможности в понимании механизмов гипноза. S. Freud, изучая бессознательное, в структуре которого представлены влечения, сосредоточил свое внимание на анализе межличностных отношений и выработал понятие трансфера (перенесения пациентом на личность психотерапевта своего отношения к значимым лицам прошлого – родителям, братьям, сестрам, близким родственникам, воспитателям и т. п.). Именно с этих позиций последователь S.Freud, глава венгерской школы психоанализа Ш. Ференци рассматривал гипноз как особую форму перенесения. Он считал, что гипнотизер в процессе гипнотической индукции занимает место родителей гипнотизируемого лица и возрождает комплекс Эдипа с его любовью и страхом, определяя тем самым либо успокаивающий «материнский», либо устрашающий «отцовский» типы гипноза.

В 30-е годы XX столетия C. L. Hull и в 60-е годы T. Barber исследовали гипноз в плане развития и углубления взглядов H. Bernheim. Hull считал гипноз состоянием, в котором происходит усиление внушаемости, являющейся главной конституирующей этого феномена. Повышение внушаемости в гипнотическом трансе подчеркивается многими исследователями, однако утверждение о специфичности гипервнушаемости в гипнозе некоторыми из них оспаривается, так как сходный эффект возможно получить и вне гипноза. Главным выразителем этой точки зрения является Т. Burber, подвергающий сомнению самостоятельную реальность гипноза на том основании, что у некоторых индивидуумов все феномены, обычно связываемые с гипнозом, могут вызываться без процедуры гипнотизирования – в состоянии бодрствования при прямом внушении или соответствующей мотивационной инструкции.

L. Kubie и S. Margolin считали, что в индукции гипнотического состояния существенное значение имеют ослабление действия внешних раздражителей, концентрация внимания на голосе и манипуляциях гипнотизера, релаксация, фиксация на телесных ощущениях. Таким образом происходит ограничение сенсомоторной активности, достигается дезафферентация, что описано в экспериментах по сенсорной депривации, в условиях которой максимально активизируются репродуктивные процессы. В построении теории гипноза этот аспект ранее не учитывался.

Kubie и Margolin, в частности, описав физиологический метод индукции гипноза (фиксация внимания на собственном дыхании), показали возможность осуществления гипноза без гипнотизера. Это послужило основанием для утверждения о том, что перенесение не является обязательным условием гипнотической индукции и что посредством чисто физических манипуляций тоже можно вызвать гипнотическое состояние.

Kubie и Margolin впервые предприняли попытку осуществить синтез психоаналитической и Павловской теорий гипноза.

М.Gill и М. Brenman, исходя из работ L. Kubie и S. Margolin, объединяют психологические и физиологические факторы. Однако они считают, что подлинное гипнотическое состояние развивается лишь при контакте с гипнотизером и возникающем при этом перенесении.

В 1947 году White опубликовал статью, в которой он изложил мотивационную теорию гипноза. Загипнотизированный субъект ведет себя в соответствии с его представлением о поведении человека, погруженного в гипноз. Он считает, что должен сделать все возможное для достижения результата, желательного гипнотизеру.
В 40-х годах T. Sarbin была разработана ролевая теория гипноза, интерпретирующая это состояние принятием роли и адекватным ей поведением. Согласно этим представлениям, гипнотик, как актер, удачно играет роль, которую от него ждет гипнолог. Актерские способности могут коррелировать с гипнабельностью. По Sarbin, гипноз есть форма более общего вида социального поведения, а именно усвоение роли(role-taking behavior). Sarbin сравнивает гипноз с драмой. Однако, как отмечает E. Hilgard, термин «принятие роли» подразумевает симулирование гипнотического действия, в то время как надо иметь в виду бессознательное ролевое поведение, а не умышленное «одурачивание гипнотизера».

Теория Sarbin совпадает в известной мере с теорией Arnold, которая считает, что действие гипноза – результат воображения. Ее теория основана на экспериментальных наблюдениях, показывающих корреляцию процесса воображения у испытуемого с его поведением и колебаниями соматического состояния. Arnold, как и White считает, что загипнотизированный субъект действительно ведет себя целенаправленно, но она сомневается, что он действует под влиянием желания подчиниться гипнотизеру и вести себя так, как по его представлениям, должен вести себя человек в гипнозе. Скорее он старается живо вообразить ситуацию, описываемую гипнотизером, вообразить себя в этой ситуации. Sarbin принимает идею Arnold и утверждает, что воображаемое поведение – это поведение «как если бы», усвоение роли, и что хорошо входящие в гипноз субъекты это те, кто при прочих равных условиях способны живо воспринимать и разыгрывать роль. White, кстати, допускает возможность торможения высших центров коры в связи с концентрацией активности в других центрах.

В России широкую известность получили исследования гипнотического состояния, проводимые Л. П. Гриммаком, В. Л. Райковым, В. Е. Рожновым.

Л. П. Гриммак считает, что «пусковым психофизиологическим механизмом гипноза чаще всего является филогенетически обусловленный рефлекс «следования за лидером». Активация этого рефлекса вызывает непроизвольное снижение, как сознательного контроля наличной ситуации, так и психической напряженности в целом».
В. Е. Рожнов рассматривает гипноз как качественно особое психологическое состояние, отличающееся от сна и от бодрствования, которое возникает под влиянием направленного психологического воздействия. Первостепенное значение в развитии гипнотического состояния принадлежит «далеко не полностью осознаваемым психологическим факторам», включающим комплекс воздействий, исходящих от гипнотизера, а также значимым установкам гипнотизируемого.

Согласно концепции В. Л. Райкова, гипноз – это естественный психологический феномен, повышенная потенциальная готовность психики к приему информации, ее переработке и реализации в деятельности. Гипнотическое состояние характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики, «когда измененная функция сознания и самосознания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, включая некоторые элементы бессознательного, и какой-то степени и организмом в целом».

Итак, гипноз представляет собой состояние, отличное по своим проявлениям как от бодрствования, так и от естественного сна. Несмотря на значительное число работ, посвященных выяснению физиологической и психологической природы гипноза, сущность самого феномена гипноза в итоге века исканий является до сих пор предметом острых научных споров, в которых обнаруживается как противоречивость отдельных эмпирических фактов, так и уязвимость теоретических позиций участвующих в споре сторон. Вместе с тем многочисленные данные по гипнозу не вызывают сомнений в клинической реальности и самостоятельности этого качественно особого состояния. L.Chertok, один из едущих исследователей в области гипноза, называет гипноз «четвертым состоянием организма» наряду с состояниями бодрствования, сна и активности сновидений.

Часто задаваемые вопросы

— Что такое гипноз?

Ответ: Гипноз – это совокупность явлений и феноменов, возникающих в результате погружения человека в особое состояние, характеризующееся общей психофизической расслабленностью, а также сами техники погружения в это состояние. Гипнотическое состояние отличается от бодрствования максимальной концентрацией внимания либо на словах гипнотизера (гетерогипноз), либо на собственных программах (самогипноз). Гипнотическое состояние сопровождается трансом, т.е. ощущениями легкости, эйфории, внутренней гармонии. Гипноз не является средством контроля над личностью, не является «промывкой мозгов» и не представляет никакой опасности для здоровья. Обычно человек как минимум два раза в день погружается в подобное состояние – перед засыпанием и при пробуждении.

— Буду ли я контролировать все, что происходит вокруг во время сеанса?

Ответ: Да. Человек, погруженный даже в самые глубокие стадии гипноза прекрасно слышит все, что происходит вокруг. Более того, человек всегда субъективно ощущает, что в любой момент может открыть глаза и выйти из этого состояние. Другое дело, что делать это, как правило, человеку не хочется.
— Не будет ли мне стыдно после Вашего сеанса?

Ответ: Я обычно говорю, что скорее Вам будет стыдно оттого, что Вы не вышли на сцену. У меня нет неэтичных экспериментов. Я не предлагаю полным женщинам быть балеринами, не предлагаю участникам «плавать в бассейне» по сцене, не предлагаю безголосым петь в микрофон. Я не показываю многие популярные в этом жанре, но не этичные, с моей точки зрения эксперименты. Именно поэтому, за всю мою концертную историю на меня никто не обиделся.

— Как Вы погружаете человека в гипноз?

Ответ: Существует множество техник погружения человека в гипнотическое состояние. Я использую словесные внушения, особую интонацию голоса, формируемую с помощью специального дыхания, специальную музыку и воздействующие на подсознание звуки. При личном контакте я использую различные техники энергетического воздействия.
— Что чувствует загипнотизированный человек?

Ответ: Как правило, это очень приятные ощущения: легкость, внутренняя радость, растворенность. Некоторые люди ощущают невесомость в теле, распространяющееся по телу тепло, волны необъяснимой энергии. В каждом случае ощущения индивидуальны, но связывает их всегда одно – чувство внутреннего комфорта и свободы.

— Я неоднократно пытался войти в гипнотическое состояние на сеансах гипнотизеров, но у меня ничего не получалось. Почему?

Ответ: Если Вы когда-то согласились быть добровольцем на сеансе гипноза, и не испытали погружения в транс, это ни в коем случае не значит, что Вам больше не стоит пытаться быть добровольцем. В моей практике был случай, когда человек из зрителей сумел погрузиться в глубокий транс лишь на моем 27 (!) выступлении. Этот рекорд подтверждает, что при определенном упорстве человек может заставить себя расслабиться и сконцентрироваться.
На успех погружения в гипнотическое состояние влияет множество факторов. Возможно, Вам трудно расслабиться, когда вокруг много незнакомых людей. Практика работы в колледжах и на корпоративных вечерах показывает, что людям гораздо легче войти в гипнотическое состояние, когда вокруг все люди знакомы. На успех погружения также влияет Ваше отношение к личности гипнотизера. Если Вы сомневаетесь в его квалификации, Вам лучше не пробовать погружаться в состояние.

Также, если Вы слишком многого ожидаете от гипноза, Ваше ожидание создает внутреннее напряжение, что тоже может быть отнесено к факторам, мешающим гипнотизированию. В любом случае, если Вы хотите войти в гипнотическое состояние, Вам необходимо проконсультироваться с квалифицированным гипнологом и установить причины, мешающие входу в гипнотический транс.

— Могу ли я не выйти из транса?

Ответ: Нет. За всю двухсотлетнюю историю научного изучения гипноза не было зафиксировано ни одного случая, чтобы человек не вышел из состояния гипнотического транса. Даже если по каким либо причинам нарушится связь с гипнотизером (раппорт), гипнотическое состояние плавно перейдет в обычный физиологический сон, после чего человек просто проснется.

— Кому противопоказан гипноз?

Ответ: Люди, страдающие тяжелыми психическими заболеваниями (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, истерический невроз и т. п.) должны проконсультироваться с лечащим врачом, прежде чем применять какой-нибудь из методов, включающих в себя вхождение в транс. Часто бывает, что людям с тяжелыми психическими заболеваниями гипноз не показан.
— Действует ли гипноз на детей?
Ответ: Как правило, дети с двенадцати лет уже восприимчивы к гипнозу. Важнейшим фактором здесь является способность понимать и концентрироваться на словах гипнотизера.

— Может ли человек быть загипнотизирован с помощью аудио компакт диска?

Ответ: Да, конечно. В свое время еще В. М. Бехтерев использовал письма для подкрепления внушений алкоголикам, прошедшим курс гипнотерапии. Все прекрасно помнят хоть и не совсем удачный, но все же опыт оказания психического воздействия через экран телевизора, продемонстрированный А. М. Кашпировским и А. Чумаком. Существует аналогичный опыт и у зарубежных гипнотизеров. Часто бывает, что заочное воздействие оказывается более эффективным, чем прямое. Большинство людей чувствуют себя более комфортно, когда они остаются наедине с собой. Когда человек приходит к гипнотизеру, его внимание могут отвлекать совершенно ненужные вещи: крапинки на галстуке терапевта, его манера говорить, незнакомая обстановка в кабинете. При использовании компакт диска все эти факторы исчезают. Более подробно об использовании терапевтических компакт дисков Вы можете прочитать здесь.

— Если все, что Вы говорите о гипнозе – правда, то почему большинство людей не занимается самогипнозом и гипнотерапия не так популярна?

Ответ: Почему большинство людей не делает зарядку? Почему большинство людей неправильно питается и страдает от ожирения? Все курильщики знают, что курить очень вредно, но продолжают курить. Почему? Люди знают, что является для них полезным и нужным, но при этом это не значит, что они придерживаются полезного и нужного. Самогипноз – это наиболее простой, эффективный и безопасный метод самовоздействия. Люди, попробовавшие «на вкус» гипнотическое состояние знают об этом и используют его в повседневной жизни.

— Можно ли с помощью самогипноза:«бросить курить», «бросить пить», «стать спокойнее», «поумнеть», «похудеть» и т. д. и т. п.

Ответ: Именно самогипноз на сегодняшний день является самым действенным средством перепрограммирования подсознательных моделей. Вы уже знаете, что гипнотическое состояние позволяет непосредственно обращаться к подсознанию и видоизменять не устраивающие Вас модели поведений, ощущений, восприятий. Поскольку курение, алкоголизм, переедание и др. являются укоренившимися в подсознании моделями, в гипнотическом состоянии их можно изменять, стирать, заменять на другие модели. Об этом подробно рассказывается в разделе, описывающем самогипноз. 

Ближайшие семинары:

Осень - зима 2017

 "ПСИ-Хилинг (PSY-HEALING)"-  

Уникальность программы «ПСИ-Хилинг (PSY-HEALING)» заключается в использовании одновременно двух революционных подходов: «психоделического микродозирования» и «психоделического гипноза». 

(индивидуально - сентябрь-декабрь 2017 года)

"Гипнотическая Коррекция" - 

Гипнотическая коррекция психосоматических заболеваний. Ретрит на одном из островов Гили в Индонезии. 

(индивидуально - сентябрь-декабрь 2017 года)

"Шаманское Путешествие" -  

Ретрит на одном из островов Гили, Индонезия. Активация творческих ресурсов, восстановление нервной системы, медитации, психоделическое программирование, шаманская церемония...

( индивидуально - сентябрь-декабрь 2017 года )

Магазин «ГИПНОЗ»

Контакты

  Address: Индонезия, Бали, Убуд

  Mobile: +(62) 8123 611 4799

  Web: English Version